«Назад

Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг населению ненадлежащего качества.

Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг населению ненадлежащего качества.

В новом Постановлении Пленума Верховного суда РФ, которое посвящено разбору вопросов, возникающих в судебных разбирательствах в связи с оплатой коммунальных услуг и жилого помещения, сделано напоминание, что при нарушении прав потребителей коммунальных услуг они могут защищать свои права в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Причем в случае предоставления некачественных услуг, в том числе с перерывами, граждане не только должны платить меньше или вообще не платить, но также должны требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда (п. 21 ПП ВС РФ № 22 от 27 июня 2017 г., ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п.п. 33, 148.24, 149 Правил предоставления коммунальных услуг № 354). Для подтверждения того, что услуги были некачественными или не были оказаны, можно использовать не только акт, составленный с участием исполнителя коммунальной услуги, но и другие доказательства согласно ГПК РФ (свидетельские показания, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта и др.) (п. 22 Постановления).

 

Также граждане вправе заявить требования о выплате неустойки, штрафа и пени в случаях, предусмотренных п. 157 Правил № 354:

  • несвоевременное предоставление услуг;

  • превышение допустимых перерывов в предоставлении услуги согласно Приложению 1 к Правилам;

  • нарушение параметров давления холодной и горячей воды, а также газа;

  • нарушение параметров напряжения и частоты в электросети;

  • низкая температура отопления жилья;

  • незарегистрированное в аварийно-диспетчерской службе сообщение о каких-либо нарушениях в связи с предоставлением комуслуг.

 

Требование о компенсации морального вреда может быть заявлено независимо от того, были ли причинены гражданину какой-либо имущественный вред и убытки (п. 155 Правил № 354). Согласно разделу 10 Правил № 354 для подтверждения факта оказания некачественных услуг или их не оказания, гражданин должен сообщить об этом исполнителю услуг, потребовать проведения проверки и составления акта. В какой бы форме ни сообщалось об этом в аварийно-диспетчерскую службу, обращение должно быть зарегистрировано. Для этого нужно узнать ФИО сотрудника, принимающего обращение, а также представиться самому и назвать адрес, по которому произошло нарушение и вид коммунальной услуги. Сотрудник сообщает номер, под которым зарегистрировано сообщение и время его регистрации (п. 106 Правил).

 

Проверка должна быть проведена в течение 2 часов, другое время должно быть согласовано с потребителем (п. 108 Правил). Если это условие было нарушено, либо до службы не дозвониться, гражданин может сам составить акт проверки качества. Подписать такой акт должны еще два потребителя услуги и председатель совета МКД (либо председатель товарищества, кооператива) (п. 110.1 Правил). Дата и время, которые считаются началом предоставления некачественной услуги, могут устанавливаться по-разному в соответствии с п. 111 Правил. До обращения в суд можно направить претензию исполнителю услуг, и если он не удовлетворит требования добровольно до подачи иска в суд, это позволит требовать взыскания в пользу потребителя штрафа на основании п.6 ст. 13 Закона РФ «О Защите прав потребителей» в размере 50 % от присужденных сумм. При необходимости обращения в суд, иск оформляется по ст.ст. 131-132 ГПК РФ, при цене иска до 1 млн. руб. не облагается госпошлиной (ст. 333.36 НК РФ).