«Назад

Покупаем продукты питания к «Новогоднему столу».

Покупаем продукты питания к «Новогоднему столу».

Если магазин расфасовывает сыр для потребителей, то срок годности такой сырной нарезки составляет 12 часов, и именно этот срок должен быть указан на расфасовочной упаковке. Срок годности "первоначальной" головы сыра в данном случае значения не имеет.

На это указал Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2017 г. N 304-АД17-15753) отказывая в пересмотре дела об оспаривании административного штрафа по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью). Состав правонарушения, по мнению Роспотребнадзора, состоял в продаже расфасованных магазином кусочков пармезана, при этом:

- во-первых, на потребительской упаковке пармезана был указан срок годности в 3 месяца, а не 12 часов с момента расфасовки;

- во-вторых, сам этот расфасованный сыр предлагался потребителям по истечении 12 часов с момента расфасовки.

Между тем, срок годности такой сырной нарезки составляет не более 12 часов, потому что скоропортящиеся пищевые продукты после вскрытия упаковки в процессе реализации следует реализовать в срок не более 12 часов с момента ее вскрытия при соблюдении условий хранения, а раз изготовитель пармезана указал на специальные условия его хранения (0-4 градуса по Цельсию), то этот сыр является скоропортящимся товаром.

Супермаркет, со своей стороны, указывал на то, что срок годности расфасованных кусочков сыра не превышал срок годности той сырной головы, от которых они были отрезаны, следовательно, в данном случае никакого нарушения срока годности нет. Требования о реализации расфасованной скоропортящейся продукции в течение 12 часов - это требование о сроке реализации товара, а не сроке его годности. А в тех техрегламентах, нарушение которых вменяется магазину, про сроки реализации ничего не сказано. Значит, и нарушения ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ нет.

Эти аргументы, однако, были отметены судами всех инстанций:

- при реализации пищевых продуктов продавцы обязаны соблюдать требования нормативных документов, а такжепредоставлять потребителям полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, а сама пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной;

- при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны , в том числе, дата ее изготовления и срок ее годности;

- срок годности нарезанных и расфасованных пищевых продуктов установлен нормативно (не более 12 часов), и не может изменяться по усмотрению изготовителя, фасовщика, продавца;

- в рассматриваемом случае сыр был вскрыт из первоначальной упаковки изготовителя, нарезан и расфасован предприятием торговли, следовательно, срок годности, указанный изготовителем для упакованной продукции, изменился и стал составлять не 6 месяцев, а 12 часов;

- следовательно, на спорной потребительской упаковке должна быть обязательная информация о сроке годности - 12 часов, потому что срок годности не может превышать срок реализации. А на спорной маркировке имеется лишь информация о дате фасования продукта, а достоверные сведения относительно срока его годности отсутствуют. Тем самым магазин нарушает требования п. 1 ч. 4.1 и 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011, вводя покупателя в заблуждение относительно действительного срока годности скоропортящегося товара и лишая его возможности обоснованного выбора продукции.

Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, отметив, в частности, что срок, в течение которого товар разрешен к реализации потребителям, не может превышать срок, в течение которого этот товар пригоден к дальнейшему использованию.