О применении риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий

О применении риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности. Таким образом, этот метод предполагает классификацию по категориям риска всех производственных объектов, которые должны или могут подвергнуться надзору.

Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-­надзорной деятельности позволила пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда жизни и здоровью человека.

Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округ формирование плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год осуществлялось    на основе принципов риск-ориентированного подхода, в  соответствии с основными направлениями деятельности Роспотребнадзора  и планом деятельности Роспотребнадзора на 2016—2021 годы по реализации документов стратегического планирования, содержащих систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия.

Все субъекты плана составляют объекты чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Планом предусмотрено проведение проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, доля которых составляет 80%.

В целях реализации информационной политики по работе с предпринимательским сообществом, повышения грамотности населения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, развития механизма открытости Роспотребнадзора Управлением в 2018 году проведен ряд встреч и семинаров с предпринимательским сообществом. Ежеквартально проводятся  акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» и публичные обсуждения правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по НАО.

В ходе встреч обсуждались результаты правоприменительной практики, мероприятия по снижению административного давления на добросовестный бизнес, реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также внедрение механизмов профилактической работы с предпринимателями.

Наиболее актуальными были вопросы о разъяснении требований при открытии и ведении отдельных видов бизнеса, о соблюдении технических регламентов при производстве пищевой продукции, изменений в законодательстве о порядке организации и проведении плановых проверок, о порядке рассмотрения претензий и обращений, поступающих от потребителей, о предусмотренных мерах ответственности за нарушения обязательных требований.